точки над ё


К предыдущему посту. Все же это была «Эхопраксия» Питера Уоттса.

Адаптивные иллюзорные системы…

Последнее время было опубликовано невероятное количество исследований по естественной истории религиозного импульса и адаптивной ценности теистического суеверия. [67], [68], [69], [70], [71], [72], [73], [74] Неудивительно, что религия дает адаптивные преимущества, принимая во внимание практически повсеместное присутствие этого импульса среди нашего вида [75], [76], [77], [78]. Если вам интересно, и у вас есть свободные полтора часа, то я рекомендую блестящую лекцию Роберта Сапольского об эволюционных и нейрологических корнях религиозной веры [79].

Но дело, конечно, не только в пищевых табу или в обрезании крайней плоти. Для настоящей дискуссии гораздо более ценен тот факт, что религиозный разум демонстрирует определенные и характерные нейрологические особенности [80]. К примеру, верующие лучше неверующих находят образы в визуальной информации [81]. Буддийские медитации увеличивают толщину префронтальной коры и правой части передней островковой доли большого мозга (эти структуры связаны с вниманием, интероцепцией и обработкой сенсорной информации) [82]. Есть даже косвенные доказательства, что христиане меньше поддаются эмоциям, чем неверующие [83] (правда, можно ли считать правила, которым они следуют, более рациональными, это уже другой вопрос). Определенные религиозные ритуалы настолько эффективны для сосредоточения разума и снятия стресса, что некоторые исследователи уже предлагают позаимствовать их для чего-то вроде «религии для атеистов» [84].

Оборотная сторона всех этих преимуществ заключается в том, что большинство религиозных верований – в богов, душу или космический Диснейленд – в лучшем случае существуют при полном отсутствии эмпирических доказательств (а еще чаще люди придерживаются своих верований несмотря на свидетельства, говорящие об их ложности). И хотя невозможно опровергнуть отрицание, но для большинства практических целей вполне разумно считать подобные воззрения просто неправильными.

Только во время написания этой книги мне пришла в голову мысль, а нельзя ли то же самое сказать о науке.
   
Сравнение религиозной веры с физиологией зрения, которое делает Лианна, пришло ко мне, когда я читал статью Инзлихта и соавторов [85], где религия описывается как внутренняя модель реальности, дающая преимущества тому, кто придерживается такой модели, даже если она неправильная. Идея, конечно, не новая, но ее формулировка настолько напоминала описание работы нашего мозга – все эти разговоры про машины выживания, а не искателей истины – что я задумался, а не теряет ли значение различие между правильным и неправильным, как только любая точка зрения на мир проходит через человеческую нервную систему. А уже в следующей статье [86], которую я прочитал, высказывалось предположение, что определенные космические тайны могут быть не проявлением темной материи, а непоследовательностью в законах физики, – и если дело в этом, то тогда уже вообще ничего наверняка сказать нельзя…

Разумеется, отрицать функциональную полезность научного метода глупо, особенно если сравнивать ее с бусами и погремушками парней в забавных шляпах. Но все-таки, должен признать, я не совсем уютно себя чувствую, глядя на то, к каким выводам ненадолго свернул подобный ход мысли…

И ссылки соответственно

67
Ara Norenzayan and Azim F. Shariff, «The Origin and Evolution of Religious Prosociality», Science 322, no. 5898 (October 3, 2008): 58–62, doi:10.1126/science.1158757.
 
68
Richard Sosis and Candace Alcorta, «Signaling, Solidarity, and the Sacred: The Evolution of Religious Behavior», Evolutionary Anthropology: Issues, News, and Reviews 12, no. 6 (2003): 264–274, doi:10.1002/ evan.10120.
 
69
Jesse M. Bering, «The Folk Psychology of Souls», Behavioral and Brain Sciences 29, no. 05 (2006): 453–462, doi:10.1017/S0140525X06009101.
 
70
Azim F. Shariff and Ara Norenzayan, «God Is Watching You: Priming God Concepts Increases Prosocial Behavior in an Anonymous Economic Game», Psychological Science 18, no. 9 (September 1, 2007): 803–809, doi:10.1111/j.1467–9280.2007.01983.x.

71
Melissa Bateson, Daniel Nettle, and Gilbert Roberts, «Cues of Being Watched Enhance Cooperation in a Real-world Setting», Biology Letters 2, no. 3 (September 22, 2006): 412–414, doi:10.1098/rsbl.2006.0509.

72
Azim F. Shariff and Ara Norenzayan, «Mean Gods Make Good People: Different Views of God Predict Cheating Behavior», International Journal for the Psychology of Religion 21, no. 2 (2011): 85–96, doi:10.1080/10508619.2011.556990.

73
Jeffrey P. Schloss and Michael J. Murray, «Evolutionary Accounts of Belief in Supernatural Punishment: a Critical Review», Religion, Brain & Behavior 1, no. 1 (2011): 46–99, doi:10.1080/2153599X.2011.558707.

74
…и это лишь небольшая часть.

75
Eckart Voland and Wulf Schiefenhovel (Eds), The Biological Evolution of Religious Mind and Behavior, 2009, www.springer.com/ life+sciences/evolutionary+%26+developmental+biology/book/978-3-642-00127-7.

76
Justin L. Barrett, «The God Issue: We Are All Born Believers», New Scientist 213, no. 2856 (March 17, 2012): 38–41, doi:10.1016/ S02624079(12)60704-0.

77
Paul Bloom, «Is God an Accident?», The Atlantic, December 2005, www.theatlantic.com/magazine/archive/2005/12/is-god-an-accident/304425/?single_page=true.

78
Elizabeth Culotta, «On the Origin of Religion», Science 326, no. 5954 (November 6, 2009): 784–787, doi:10.1126/science.326_784.

79
Dr. Robert Sapolsky?s Lecture About Biological Underpinnings of Religiosity, 2011, www.youtube.com/watch?v=4WwAQqWUkpI&feature=youtube_gdata_player.

80
Sam Harris et al., «The Neural Correlates of Religious and Nonreligious Belief», PLoS ONE 4, no. 10 (October 1, 2009): e7272, doi:10.1371/journal.pone.0007272.

81
Lorenza S. Colzato, Wery P. M. van den Wildenberg, and Bernhard Hommel, «Losing the Big Picture: How Religion May Control Visual Attention», PLoS ONE 3, no. 11 (November 12, 2008): e3679, doi:10.1371/ journal.pone.0003679.

82
Sara W Lazar et al., «Meditation Experience Is Associated with Increased Cortical Thickness», Neuroreport 16, no. 17 (November 28, 2005): 1893–1897.

83
Laura Saslow, «My Brother?s Keeper?: Compassion Predicts Generosity More Among Less Religious Individuals», Social Psychological and Personality Science 4, no. 1 (January 1, 2013): 31–38.

84
Graham Lawton, «The God Issue: Religion for Atheists», New Scientist 213, no. 2856 (March 17, 2012): 48–49, doi:10.1016/S0262-4079(12)60708-8.

85
Michael Inzlicht, Alexa M. Tullett, and Marie Good, «The Need to Believe: a Neuroscience Account of Religion as a Motivated Process», Religion, Brain & Behavior 1, no. 3 (2011): 192–212, doi:10.1080/ 2153599X.2011.647849.

86
George Ellis, «Cosmology: Patchy Solutions», Nature 452, no. 7184 (March 13, 2008): 158–161, doi:10.1038/452158a.

Обсудить у себя 3
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: