Научиться понимать чужое.


Я снова в метро, плеер крутит мой плейлист — самое время попытаться рассказать об этом странном сочетании. Для начала следует сказать, что это просто озвученная мысль, без придыхания и смыслов, как в моем любимом “правильно”. Речь пойдет об оттененках и вариациях понимания, что встречаются в нашем мире.
Начать с того, казалось бы простого и очевидного: мы разные. Более того, что-то считаем своим, а иное — чужим. Отдельно отмечу игру оттенков: на мой вкус, отторжения, нериятия чужого. Чужаку не следует доверять, он не свой, он потенциальная опасность. Чужак обретает ценность лишь в условиях внутренних проблем, когда свои потеряли доверие. Вдруг начинают верить в бескорыстность, через отсутствие мотивов и резонов, что тоже по сути самообман.
Так вот, я сторонник странной концепции, что абсолютных истин может и не быть, но есть лучшие, оптимальные (по критерию), правильные решения. Выбор их очевиден, при условии достаточных знаний. Это ведет к тому, что могут быть ситуации ошибочные, порожденные зашоренностью или мнимой безвыходностью.
Отстпление 1. Осознал, что опять в раздумьях, а значит просто напрашивается «сделай лицо попроще». Делаю, улыбнувшись своим мыслям.
Отступление 2. Странная вещь память.я забыл контекст беседы, но помню как мне привели пример ментального оцепенения. Люди после кораблекрушения погибали в лодке с достаточным количеством провизии, впадая в ступор, не понимая, что у них есть еда. Про это на каких-то курсах рассказывали знакомому врачу.

Второе заключение — опыт, как знание, расширяет возможности и повышает качество выбора. Позволяет посмотреть варианты — снова мой старый знакомец вейер вероятностей.
И вот мы плавно подобрались к идее из комментария, которая и побудила написать этот пост. Расценивая чужое, как противопоставление своему, мы формируем априори негативное отношение к этому, высмеиваем, ругаем… всеми способами пытаемся прогнать из своей жизни инаковость, отдалить непохожих и самим не выделяться из круга своих. Опять зоны комфорта, стазис и стагнация. Что в свою очередь имеет дальнейшее проявление в агрессивном насаждении своих взглядов. Для примера берем крестовые походы(капелька идейности должна же была быть или все же чисто денюшек нарубить?), джихады и прочие крайности в стиле ты не такой как мы — сдохни тварь! Вот сейчас еще толерантность и толерастов вспомним. Или субкультуры — по большому счету, это протест, неприятие чужих норм (уже относительно своего внутреннего мира). Сюда же можно притянуть и законодательную систему с запретами, ограничениями, табу и мерами воздействия на их нарушителей. Вдумайтесь в смысл слова преступление. Кто-то переступил границу принятого, привычного, своего. Добавлю сюда же отступников.
Вот, что я тогда имел ввиду. Можно отдельно обсуждать детали… и там полно моральных и этических проблем — того отсутствия должного объема знаний для правильного решения. Человек взял чужое… Что первое приходит на ум при этих словах? Кража, плагиат?… и улучшил.
Но вернемся к агрессивной пропаганде, точнее к противопоставляемому ей открытому взгляду на мир, причины, последствия. Мне нравится идея перенимать чужое… но об этм чуть дальше (если не забуду).
Это отчасти вопрос привлекательности и личных стремлений, разбавленный еще одной небезразличной мне темой — воппосом обучения. Вот задумался, как бы это описать то… Как научить человека, если он не желает учиться, если его интересует только факт получения решения, а не метология его получения… перевод инструкции, а лучше ее выполнение тобой, вместо попытки разобраться, изучить, понять. Заставлять? Заставлять делать что? Не говоря уже о том, как заставлять, если человека ничто не учит, он не желает думать. Только конфликт или есть другой путь? Вот почему мне симпатична идея примеров для подражания (с подражанием тоже не все просто — привет, эрзац). Т.е некий образ жизни, идея, правило, концепция, которую хочется перенять, которая объективно лучше, хотя бы на данном этапе и уровне знаний. И вернувшись к началу, что все мы разные, мы получаем эту замечательную вариативность, девиации, среди которых могут быть и положительные «мутации».
Отдельный вопрос мерила, что есть плюс, а что минус? Он уводит к еще одному, о смысле вообще и смысле жизни в частности.
Отступление 3. Любопытно наблюдать, подмечать, как по ходу составления монолога, перестрясаются некоторые мысли, всплывают новые ассоциации. Вдруг заметил, что вопрос смыслов у меня получил свой трансцендентный ответ и он странным образом перекликается с идеями Седди (см.Реквием по завоевателю Майкла Гира), разве что, без квантов, хотя...

Продолжим. Не соглашусь с тем, что понимать чужое (в неком базовом смысле) сложно. Все опять же зависит от того, что именно подразумевается под каждым из слов. У Макса Фрая было так: “Способность понять зависит от личного опыта, а не от умственных усилий.” Опыт, единственное ограничение. Если ты испытывал нечто подобное, то можешь представить, предположить, понять. И в мире полно вещей достаточно простых, но незаметных, на которые мы не обратили внимания или просто еще не пробовали. Соль, леденцы, шоколад — по отдельности знакомы большинству, но сколько пробовали трюфели с соленой карамелью? Апельсин и горчица — вы знали, что это вкусно? Вот, все просто..."Ум шушпанчика всегда был открыт всему новому. И рот."
С другой стороны, порой понимать другого непросто. Чаще всего мы видим, что человек сделал или сказал, но не знаем почему, что им двигало. Но это опять вопрос полноты знаний и опыта. "Если вздыблена шерсть, если страшен оскал, Расспроси-ка сначала меня, как я жил." [Возм. «Волкодав» Марии Семеновой ]

Но в оригинальном посте все было сложнее. Как спросить зачем ты это сделал, если не знаешь ни языка, ни обычаев, ни истории, ничего. Впрочем… все зависит от того насколько это чужое чужое. Сейчас я понимаю, что выбрал не совсем подходящее слово, точнее даже не совсем ту идею… где-то она успела подмениться у меня в голове, вероятно из-за схожести слов “понимать”, “принимать” и “перенимать”. (Интересно, что праславянский корень у них общий — иметь, брать). И дальше, это умение перенимать чужое, по сути сводится к поиску забытого, утерянного своего. Перенимаешь то, что согласуется с твоим мировозрением. Здесь больше играет роль готовность к переоценке, на тот случай, если чужая идея окажется лучше твоей. И снова, получается так, что если мне впаривают какую-то идею или вещь, это меня насторожит. Хорошее в большинстве ситуаций самоочевидно, как и резоны впаривателя. Привет, меркантильный мир!
С учетом вышесказанного, под ситуацией для странника я больше подразумевал почти идеальную стиуацию — зовущие миры, готовые помогать, показывающие вечному скитальцу его забытые отражения.

P.S.
Надо было закончить на этой пафосно-мистической ноте, но еще одна мысль по теме не давала о себе забыть. Точнее две. Вы замечали, что быстрее всего перенимаются дурные привычки и черты? Не что-то правильное, а скорее вредное. Например, ругаться матом (впрочем, плоховатый пример… со своими особенностями). Хотя, это тоже больше вопрос внутренней дисциплины, подверженности чужеродным влияниям. Ну это ладно. Второй пример интересней и показательнй. Приручение ведь тоже разновидность понимания чужого. Как действовать самому, что лежит за поведением животного, каков его мир? Это не воспитание… смотрю я на своего кота… как он себя ведет, чего предпочитает… вот он, мой пушистый кусочек чужого для понимания. "Позвольте кошке показать вам, как надо жить!" [Кейт Солисти-Мэттлон “Задушевные разговоры с кошками и котами. Диалоги о кошачьей мудрости.”]

Обсудить у себя 8
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: