Ики-гайка и впросник


Терзаюсь я опять вопросами бытия. К все еще висящему в планах списку 150 хотелок добавились упражнения по развитию интуиции (как доберусь до них и хоть каких-то результатов — расскажу, но это скорее всего ближе к лету наступающего года) и сборник статей «секреты успешной жизни». Вот в этом сборничке в формате мобильного приложения, первая же статья несколько заинтриговала. «Что такое ИКИГАЙ и как его найти». Передать словами сложно, хотя бы потому, что я пока не прочувствовал значения этого термина, а в грубом переводе это что-то типа «дела всей жизни» (а точнее кто захочет — сам поищет). Аккурат в тему моих метаний, подхлестываемых еще одним любоытным наблюдением о направлении стремлений. Как это ни противно признавать, но как минимум в одном авторы статей о поиске совего места правы (хоть в целом я отношусь к ним предвзято негативно и на мой взгляд вполне обоснованно): для достижения цели её надо иметь, а значит двигаться К чему-то. Пока же, я более-менее четко осознаю только м… Ой! Слова кончились. Кто знает адекватный антоним «аттрактору»? Вот и мне пришлось задуматься и погуглить… Так вот, я хоть како-то понимаю репелленты — ОТ чего я хочу сбежать, а вот к чему хочу придти, да еще в условиях этой реальности — головоломка моего масштаба ) И в той статье про икигай, давались наводящие вопросы, способствующие его поиску. А почему-бы и нет? Мне всегда нравились простые вопросы с непростыми ответами, для получения которых нужно заглянуть в себя. Если кто решит за компанию ими задаться — вот первый список, почти как в исходной статье:

1. Какие достижения в своей жизни вы считаете самыми ценными?
2. 2-3 своих дела, которыми вы действительно гордитесь.
3. В чем состоят ваши особые знания и навыки?
4. В чем вы считаете себя специалистом?
5. О чем вы с удовольствием рассказываете?
6. На какую тему читаете литературу?
7. Какие сайты посещаете чаще всего в свободное время?
8. Кем вы видите себя в своих мечтах?
9. Почему ваша работа не приносит удовольствия?
10. Какая работа была бы в кайф? Что в ней задевает струны души?

Возможно в других статьях на ту же тему попадуться еще подобные, но как говориться: буду решать вопросы по мере их поступления. А пока попробую с этими разобраться.

1. Какие достижения в своей жизни вы считаете самыми ценными?
Как ни странно, первое что приходит на ум это «уровень английского». Первый раз я этим проникся весьма рано, если сопоставлять с остальными «осознаниями» — как перевелся в другую школу, ну точнее, когда меня выгнали из той, где я этот уровень получил. Обычная школа по своей языковой программе, как сейчас сказали бы «не конкурент», школам с языковым уклоном. Тогда я это воспринимал как халяву — предмет, который мне не надо было учить, потому что я итак его знал на «отлично». Потом был универ, где технические переводы быстро поставили меня на место — там я не понимал ни оригинала, ни перевода. И вроде бы все. Забылось с последними курсами и последующей работой. Вот уж правду говорят, что все познается в сравнении. То здесь, то там, попадались ситуации, в которых… не знаю как это сказать. «Мне было проще», «Я был лучше...», «У других проблемы», «видеть отличия», «мое преимущество» — как-то не совсем правильно описывают мои ощущения. Факты — может быть, но не ощущения и мысли. Это не повод для гордости или понтов, это не сравнение людей, а скорее понимание, что именно благодаря языковому фундаменту довольно разные стороны моей жизни реализуются лучше, чем у знакомых. Ну что можно из примеров… довелось как-то обучать знакомую нехитрому делу клепателя web-страничек. Казалось бы не связанные вещи, разве что и то, и то «язык». Но фишка в том, что большая часть тегов (да и само слово tag) является словом или сокращением от ангийского и является смыслонесущим. Т.е. процесс усвоения материала для не говорящего (не читающего) на языке — это тупо запоминание последовательностей символов, в то время как зная язык многие вещи уже знаешь, просто в силу того, что так и называется то, что собираешься сделать. И так почти со всеми языками программирования, а они в свою очередь некоторое подспорье и упрощение жизни, избавление от рутины. Или с песнями… когда из-за незнания языка не можешь насладиться еще и смысловым содержанием произведения. Туда же идет «непереводимая игра слов». Некоторая свобода, когда тебе не нужен посредник в обмене репликами. Другой язык это все же чуть иная система взглядов, мышления… приобщиться к нему подобно разновидности оборотничества — умения побыть другим. Довольно ценный опыт на мой вкус.
С другой стороны, а достижение ли это? Я в плане оценок перфекционист (хоть некоторые и скажут, что я принижаю свои достоинства или наоборот красуюсь) и свой уровень я оцениваю как чуть ниже среднего. Вот только «среднее» у меня это что-то вроде «нормы», должного уровня, выше которого лежат «хорошо» и «отлично». Мне, например, до нормы нехватает нормального понимания времен в английском, словарный запас чуть пополнить, хотя бы до уровня «не лезть в словарь при переводе песен по 2 раза каждый куплет» и залатать крупную дырищу экспрессии в смысле выражения… тут чуть было не написал «чтобы стать человеком, а не котом, который все понимает, но ничего сказать не может» а потом задумался… котом то быть вполне неплохо. И меня мало утешает, что такое «средне» есть едва ли у десятой части моих знакомых.
И что же тогда взять в качестве ценных достижений? Шмотки и воспитание — так то «наследственное», а своего то что? Мне кажется, что все же это что-то должно быть «самостоятельно добытое» и «ценность» тут явно не денежном эквиваленте. А что тогда остается? Знания, умениия — они ценны, но в ряд ли ценность. Как ни глупо это прозвучит, но пожалуй самое ценное достижение это я, всмысле моя сущность, душа. Я не уверен, мой ли это продукт, в контексте этой жизни и прочих размышлений о вечности… да и как её считать достижением? Не знаю, просто все остальное, если и вспоминается, то какое-то преходящее. Я не снискал ни славы, ни богатства, ни особых знаний… хотелось бы думать, что хотя бы обрел мудрость, но и здесь, очевидно, я в начале пути...

2. 2-3 своих дела, которыми вы действительно гордитесь.
Ну на деле это был как бы один вопрос, достижение как завершенное дело, может быть лишь с разнесенной разницей в оценке полезности и тщеславии. И по состоянию на текущий момент, как и с предыдущим — что-то не вспоминается. Бывают иногда дни, когда я доволен тем, как я поработал, но это не «целое дело» и сомнительный повод для гордости. За мной не числится спасенных, разве что от скуки. И самым-самым я не стал. Мне почему-то вспоминается Бернард Шоу: «Это не значит, что я так уж умна, а просто, что другие — слишком глупы.» [Цезарь и Клеопатра] В моей системе оценок очень похожая ситуация. Значимое, из того что я сделал, таковым только кажется. Через какое-то время становится очевидно, что это можно было сделать лучше, а все достижение заключается лишь в том, что другие слишком глупы, чтобы сделать хотя бы так же. Но это же не нормально. Я не сделал ничего запредельного, только то, что может сделать любой нормальный человек. Поэтому, я не могу гордиться делами. По крайней мере не сейчас, и не теми, что были когда-то. Тогда, в те дни, когда я только-только их доделывал — да, некая эйфория и гордость имели место быть. Например, я дописал (чужую, опенсорсную) программу тестирования до уровня возможностей превосходящих все встречавшиеся мне на тот момент аналоги. Десятки сайтов с опросниками и тестами и в подметки не годились моей програмулине. В ней было почти все — и просто опросники, и тесты, и проверочные тесты а-ля те по которым сдают экзамены на знание ПДД. Одна из фишек реализованных в программе была возможность назначать баллы ответам и коррелировать их с последующими вопросами, т.е. по сути это возможность делать сложные психологические тесты с развернутой интерпретацией ответов. С этим творением даже занял какое-то место, первое или второе, получил грамотку (лень искать для уточнения места) и чуть-чуть денежек. И все. Больше эта програмулина не принесла ни рубля. Про неё тупо забыли. А я меньше чем через полгода понял, что её всю надо бы переписать с нуля, сделать ПО НОРМАЛЬНОМУ! Тоесть еще круче и теперь уже полностью свою, но это уже никому не было нужно. Мог ли кто-то еще сделать такое же или лучше — вполне. Я программистом то в приличном месте стесняюсь называться, так, быдло-кодер. В том смысле что сама программа с точки зрения кода — уровень нормального школьника увлекающегося программированием. С позиции функционала — меня удивляет, почему не сделали такое, но видать просто никому реально такие возможности не нужны. В сети в этом плане какая-то серая тупость в том плане, что кажется народ не знает, что вообще такое можно пожелать и довольствуется примитивной схемой из печатных журналов: 0-10 баллов вы лох, 11-25 — норма, 26-50 — супер мозг, но все равно лох, потому что ведетесь на такие тесты. Вот и чем гордиться?
Другой повод для «гордости» — неплохое по некоторым меркам достижение — я обучил 3д моделированию примерно две сотни человек. Кто-то скажет «вау»… а если разобраться, то по сути этим 200 жертвам обучения просто было слабо взяться за себя. Сесть и ровно то же самое время, а то и меньше, потратить на свое развитие. В программе была встроенная система обучения (на русском и с интерактивными подсказками), дающая материал даже в большем объеме… мы с напарником по этой справке давали домашнее задание. Весь наш курс примерно 20-25 часов, в зависимости от успеваемости слушателей. Вот можно и посчитать. Все конечно зависит… обычный школьный учитель в легкую за счет размера группы и пересчет часов курса уделывает по этому показателю. Материал вполне доступный самостоятельному изучению, впрочем его же мог бы и расказать любой человек хоть сколько-то понимающий что он делает в этой программе.
Что-то больше ничего не воспоминается. Остальное все как-то еще мельче и банальней. Хотя казалось бы… если так подумать, то в целом мне симпатичны задачи класса «вызов», ну с некоторыми оговорками. Вот как со списоком желаний — существенным мотивирующим фактором взяться за него было именно то, что якобы народ сдувается на первом полтиннике. И в то же время я не люблю рисковать, по крайней мере понапрасну. В идеале кроме невозможности решения другими, задачка должна обладать признаками того, что она мне под силу. Можно говорить о том, что негативный результат это тоже результат и вообще опыт делается на ошибках… но все же, я бы брал задачи уровня сложности «это будет сложно, но я смогу» и без сроков и обязательств. По крайней мере охотнее чем «вообще невыполнимая задача, на которой провалились 100500 твоих предшественников». И вот, когда я(ты) уже смог, сделал — задача перестает казаться сложной и возникает тот самый впрос — почему не смогли другие?

3. В чем состоят ваши особые знания и навыки?
Хм… наверно, в образе мышления. Я не знаю как это описать. У приходящих на ум терминов не те оттенки. Это не совсем ЗНАНИЕ как ПРАВИЛЬНО, скорее чувство, но оно базируется на ПОНИМАНИИ, в то время как само понимание, не является навыком. Т.е. если я понимаю как что-то происходит, я могу попытаться объяснить как правильно действовать. Казалось бы простенький навык, должный быть базовым у большинства. В простонародье его могли бы назвать логикой, но как замечательно тут уже цитировали: «столько людей увлекается осознанными сновидениями, словно осознанное бодрствование им уже освоено в совершенстве». Такое чувство, что в окружающих заложена какая-то девиация, что их постоянно тянет делать все исключительно самым морочным, болезненным, трудозатратным и неэфективным способом. Но я не оптимизатор, возможно (да почти наверняка) мои правильные решения можно улучшать, ускорять… это даже не совсем решение, это скорее методологическое направление: «а может для разнообразия попробуем по человечески, а не через жопу». И это проявляется во всем. По сути это и есть образ их мышления. Вроде бы человек хочет узнать одно, но почему-то спрашивает совсем другое. Моя приевшаяся присказка «на неправильный вопрос получаешь неправильный ответ» (ну или кому приятней, более известный аналог «ответ наполовину содержится в вопросе»). Словно вот так влет придумать или вспомнить пример из жизни, но это есть и часто происходит. Может быть это от неумения взглянуть чуть под другим углом, может быть от неправильных целей, не редко банальное лицемерие с укрыванием части информации — делай это, остальное тебя не касается; а потом вясняется, что если знать для чего это делается, то делать надо было совершенно иначе.
Ну а еще, наверно, обучать. В этом навыке у меня хватает парадоксов. Вроде бы это мое, как говорят со стороны и в целом ощущается… А с другой, говоря «обучать» создается не верное впечатление, типа «силой мысли превращает полного дебила в высокообразованное существо». Я не умею обучать, в том смысле, что не владею тайными техниками насильственной передачи знаний и мгновенного восстановления фундамента базовых знаний. Если так посмотреть, то людей которых я бы мог успешно обучить значительно меньше тех, кого я в принципе не смог бы за какое-то разумное время научить классическими методами, а полную свободу действий, вагон времени и средств никто не даст. И в то же время, в некоторых областях в пределах моей компетенции, мне в кайф и довольно результативно получается обучать тех, что хочет учиться. Я что-то вроде катализатора. [Под вечер глупости полезли в голову: кОта-лизат(ь)ора]

продолжение следует...

Обсудить у себя 6
Комментарии (6)

Хорошая штука (вопросник, в смысле). Но боюсь, если бы я села в нём разбираться, вогнала бы сама себя в депрессняк))

Привкус тлена и безысходности есть… с другой стороны потихоньку вырисоывается нечто, стремноватое (в том плане, что есть все же некоторые сомнения в том, что это действительно мое) и не факт что прибыльное, но без той гадости, что разрушает меня сейчас. Посмотрим… может быть это действительно будет выход для меня.

Конечно, если итоговый результат будет хороший, оно того стоит)

Нравится идея с вопросами 

Не то чтобы реклама, но я пока увяз в других задумках, а приложение вот это

Приложение очень классное и себе поставила на телефон. Благодарю 

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: