Город (архивное)


Все так же нет подходящих слов, чтобы передать все смыслы. Не потому, что это такая уж сложная концепция, наоборот — она настолько эфемерна, призрачна, лоскутна… Должно быть все дело в сочетании, тоненьких, незримых ниточек, что сшивают Город воедино. Как описать то, чего нет? Призрака, которого никто не видел, но чье присутствие ощущали, догадывались, вычисляли. То, что никто не видел целиком, что меняется быстрее, чем замечают изменения. То, что есть, вопреки своему отсутствию. Это словно мозаика и зеркала. Отражения на грани: не сказать, ложное узнавание или это тот Город. Игра воображения и игра Города. Не понять где одно переходит в другое. Просто иногда приходит понимание — это была его тень.

Город во сне тоже разный. Иногда это просто город, фон видения и не более того. Не редко — отражение реальности, но в этом то и проблема, как определить причину? Впечатление дня унесенное в сон подсознанием или же встреча со связующей нитью Города? Магазинчик во сне и его прототип из реальности. Объективно он встречен до сна — это одна шкала отсчета. Но что заставило реальность так запечатлеться? Впору задуматься об энергетических узлах и подобных вещах. Не хочу верить в конфеты и приветливую продавщицу. Почему в других местах подобные факторы не вызывают аналогичной реакции? Более приятное и интригующее объяснение — наша реальность является отражением, репродукцией. Можно и наоборот: видение улучшенное и дополненное. Как знать? Мне ближе позиция, что этот мир ошибка, искажение, а Город — оригинал.

О третьем варианте — «Город как есть» я пока не берусь судить. Отличить бы одни иллюзии от других.

Что я в Городе? — сложный вопрос. Предположу, что Искатель, Странник. Сны — скорее поиск, чем жизнь. И я не ведаю, что там ищу. Возможно, что-то не безразличное Городу. Странный термин, но он как раз один из наиболее подходящих.

Что касается литературных влияний и отражений — всех и не упомнить. Я забыл большую часть мелких и не столь явных отражений. Например «Башня» у Кинга, в некотором роде, одно из таких отражений. По крайней мере до финальной книги, пока это символ-цель-идея, ось миров, за вычетом солипсизма Стрелка. Города Макса Фрая и Майкла Муркока.

Начнем с «Лабиринтов Ехо». Сам Ехо, я не воспринимаю как Город. Не могу внятно это обосновать. Он просто город — место, сердце мира и все такое в цикле, но он не Город в том смысле, который я вкладываю в этот термин. Территория снов тоже не совсем та нить. А вот Кеттари — уже ближе.

Родина сэра Джуффина Хали и Сотофы Ханемер. <...> Во время Войны за Кодекс Хрембера город был разрушен Лойсо Пондохвой. Кеттари больше не существует как такового, вернее, существует, конечно, но не там, где ему положено, и не так, как это принято. Махи Аинти воссоздал его по памяти в новом мире, открыв несколько проходов в него из мира Ехо. Он никак не мог точно вспомнить, каким Кеттари был в действительности, поэтому их до сих пор несколько, а мосты соединяют эти обрывки его воспоминаний. Поэтому и карты Кеттари — всегда разные.
[Энциклопедия Мира им. сэра Манги Мелифаро]

Двойственность существования — есть и нет; находится в другом мире; из обрывков — вот они «симптомы» Города. Его изменчивость двояка. C одной стороны это одно из свойств наших снов. Вам никогда не доводилось во сне пытаться сравнить, ну скажем две коробки конфет? Мир плывет, дрожит в ожидании более внятного желания, направленной воли. С другой — Город в определенном смысле гостеприимен, меняется чтобы угодить, выглядеть для каждого по своему.

Еще один фрагмент — так называемая Тёмная Сторона. Это еще одно интересное совпадение. По версии cyclowiki.org/wiki/ цикл «Лабиринты Ехо» описывает «Мир Стержня». Привет Кинг, хеллоу Муркок. В том же источнике дается такое описание:

Тёмная Сторона представляет собой нечто вроде изнанки мира. Каждый человек видит Тёмную Сторону по-своему, например Сэр Макс, наслушавшись рассказов про Тёмную Сторону, решил, что там обязательно должно быть темно. В результате поначалу он видел Тёмную Сторону, словно сотканную из всех оттенков тёмного. Тем не менее у Тёмной Стороны тоже есть изнанка. По предположению Сэра Макса обитатели изнанки Тёмной Стороны являются призраками для обитателей Мира и наоборот. Безопасно путешествовать по Изнанке Тёмной Стороны могут лишь Вершители (во время путешествия туда Сэра Макса вместе с Шурфом Лонли-Локли, Сэр Шурф чуть было не исчез, оказавшись там).

Еще одно место способное меняться, отвечать на волю и воплощаться для индивидуального восприятия. И Изнанка вполне ложится в теорию об отражениях реальности, что кстати говоря и в «Темной Башне» Кинга было. Но говоря об отражениях, мне ближе не прямое трактование, а экземпляры вероятностей. Что-то из области такого, о чем говорила Анна-Элизабет в Bioshock Infinite.

Риск исчезнуть на Изнанке, напоминает возможные последствия встречи с Городом. Правда я склоняюсь к варианту, что это из-за его нестабильной структуры. Это и «зыбкость» самого Города и пересечения реальностей. Формально, для оставшихся, человек исчез с улицы, а что он просто продолжил движение в другом экземпляре реальности, из которого возможно не сможет вернуться, мало кто знает.

Шамхум, он же Город в Горах, он же пригород Кеттари — еще одно отражение. Это место само по себе мне мило. Оно является своего рода «частной вселенной» — сэр Макс её можно сказать «выспал» и таким образом создал, что само по себе добавляет этим фактом сходства с Городом из снов. Интересно отношение персонажей к самому городу, выбор названия. Как и с остальным осколками и отражениями, я не могу сказать «да, это именно тот самый Город». Это отражение, другой экземпляр, но в нем угадывается порода, та же сущность, что и у Города. Он не живой, не говорит, но это и не мертвый камень — некая сущность, состояние которое сложно описать нашим бинарным языком. Это нечто среднее или вообще совсем другое. Не это и не то. Вот только мы привыкли, что вариантов всего два.

В начале этот город был любимым сновидением Сэра Макса, но после поездки в Кеттари, <...> этот город стал реальным («воплотился»). По одной из версий, Город «воплотился» рядом с Кеттари (на Тёмной Стороне нового мира, это упоминается в книге «Тёмная сторона», видимо из-за этого никто из жителей Кеттари так и не узнал о Городе). По другой, Город никак не связан с новым Кеттари, а существует в отдельной реальности. <...> Город в Горах несколько окреп и зажил своей собственной жизнью.
[cyclowiki.org]

Появляться в других мирах и реальностях, отражаться — возможно еще одно свойство Города. Одна из возможных причин тому будет описана в произведениях Майкла Муркока.

Однажды в разговоре с сэром Шурфом на вопрос последнего о том, кто же он, собственно, такой, Франк отвечает, что он — возможность. Это значит, что Франк — то, во что теоретически может превратиться Макс, если победит себя и время. А вот превратится он или нет — это еще неизвестно. Поскольку Город построен в таком месте, где множество рек времени текут совершенно параллельно и иногда вдруг сливаются, здесь возможно все, в том числе и возможность, которая реализовалась сама по себе без чьего-либо участия. После этого Франк добавляет, что это далеко не единственный верный ответ, просто один из существующих.
[Энциклопедия Мира им. сэра Манги Мелифаро]

Франк — один из обитателей Шамхума. Что он сам по себе вероятность — вполне «симптом», правда больше по одной из моих версий Города, тому который «Бархатный». Хоть это открыто не говорится, но вот в чем дело: кто заправляет в этом чудном месте? Другой вопрос как, но из упомянутых в цикле «Ехо», он (Франк) как минимум тянет на роль второго, а то и первого, пилота. И еще один милый момент — про движение времени. А что, если это не место такое, а движение самого города?

Ну и завершая обзорную экскурсию по городам миров Фрая, следует вспомнить и еще один: Тихий город.

— вымышленное полностью изолированное место, описанное в книгах Макса Фрая, в которое можно попасть через коридор между мирами (Хумгат). В этом мире не работает никакая магия. Человек, попадая в город, остаётся в нём до тех пор, пока не умрёт последний человек, который его помнит. Своеобразная разновидность бессмертия для тех, память о ком передаётся из поколения в поколение. Когда больше не остаётся памяти о человеке, он исчезает. Сущность города обладает разумом и каким-то образом удерживает своих жертв, обеспечивая их жильём, которое обставлено в соответствии со вкусами жильца. Жизнь в городе течёт медленно и размеренно, не различая дни. Новые жители появляются редко и на какое-то время занимают горожан. Основное времяпрепровождение в городе — рассказ историй из прошлой жизни. Считается, что однажды попав в Тихий Город, выбраться из него уже невозможно. Однако известно три случая, когда это удалось. Это сделали король Мёнин, Джуффин Халли и сэр Макс.
[cyclowiki.org]

По функционалу, все это больше напоминает посмертие из «Свет в окошке» Логинова, что малость не в тему. А вот определенная разумность города, обеспечение жителей, размеренность и невозможность свалить, напоминают не только Город, но и мир Тени Леса и уже упомянутый «Бархатный». Вопрос лишь в заложенных задачах. Уж не автор ли сделал из реплики Города монстра?

С Муркоком сложнее, но выйдет скомкано. У него отражений два: Танелорн и Исчезающая башня. Косвенно можно приписать еще город из конца времен, но все же это тот случай, когда похоже, но не то.

С Исчезающей башней все довольно просто. Цитату найти сложно, а в пересказе я чуток перевру, но по сути это перемещающееся в пространстве здание, циклично скачущее из одного мира в другой. Что характерно, тем же свойством обладает и Бархатный город, а если смотреть на последствия, то видим схожесть с городами Фрая. Иного интереса это строение не представляет.

Другое дело Танелорн. Его описание просто чудо. Вообще, Муркок меня очень удивил, начав практически моими теориями, не считая того, что он это сделал значительно раньше, а я не знал тогда о его творчестве ничего, и закончил очень ладной теорией мироустройства и отдельных его деталей.

Танелорн (англ. Tanelorn) — один из центральных образов в цикле книг Майкла Муркока о Вечном Воителе. Танелорн — это город вне времени и пространства, существующий всегда и везде, предмет поисков и устремлений героя. Муркок постоянно подчёркивает многозначность понятия «Танелорн», говоря устами Спутника Героев: «Танелорну не обязательно быть городом. Он может быть каким-то предметом. Он может быть даже идеей». Вечные воители в романах Муркока рано или поздно попадают в Танелорн, однако чаще это происходит после их смерти. В романе Муркока «Феникс в обсидиане» о Танелорне устами персонажа по имени Исарда говорится: «Вечному Воителю необходимо, чтобы такой город существовал, несмотря на все видоизменения Земли. Говорят, что самые обездоленные народы обретают там покой». Однако, стоит отметить, что в своих поздних произведениях («Хроники Края Времени», «Город в осенних звёздах») Муркок рассказывает уже о состарившемся Танелорне (изменяется даже само название — город именуют Шаналормом или Амалормом, и он уже не вызывает впечатления «земли обетованной», а наоборот, выглядит местом, где царит всеобщий упадок).
[Википедия]

Вне пространства и в то же время везде. Недостижимо для большинства и в то же время пункт назначения для инкарнаций Воителей. С самими Вечными Воителями тоже любопытно выходит: вроде бы сами по себе и даже иногда встречаются между собой, а потом выясняется, что один помнит всех предыдущих СЕБЯ. Мило — у меня другого слова нет. Особенно если учесть некоторые особенности моих любимых персонажей (воплощения Сущности) и сотворенных миров. Но больше всего чарует фраза о том, что Танелорн может быть даже идеей. Вот оно воплощение вне пространства и времени. Идея. Отражение, увиденное кем-то еще. И необходимость его существования — чуточку пугающая, но столь интригующая мысль. Вот только с упадком… хорошо, что я еще не читал эти части мультивселенной. Вполне возможно, что это один из закономерных финалов или результат ошибки...

Танелорн — вечный город в книгах Майкла Муркока. Город, который есть везде и был всегда. Город, где любой нашедший его обретет спокойствие души. Город, который ищут всю жизнь. Островок спокойствия в Мультивселенной.
[moorcock.narod.ru]

Центром Мультиверсума, ключом к пониманию метафорической реальности Муркока является Вечный город, Танелорн. Образ кристальной чистоты и незамутненности, этот символ неожиданно сильно воздействует на читателя. Обращает его к области мышления, не задействуемой при чтении обычных приключенческих текстов. Танелорн проходит сквозь всю многотомную сагу, являясь ключом к свободе и покою, вечному и неизменному в суетной человеческой жизни. И каждый стремится найти Город-вне-времени, вдохнуть его светлый воздух, и ощутить, что смысл жизни – здесь. Вечные воители всегда попадают в Танелорн, в большинстве случаев после смерти. Но иногда им удается отдохнуть здесь от вечных битв, или найти нечто, что они ищут. Корум Джайлин Ирси освободил здесь силы, не зависящие даже от Космического Равновесия, и завершил историю, длившуюся миллионы лет…
[Антон Карелин «В поисках Танелорна»]

А вот и поиск, и возможная цель, к слову сказать не самая паршивая. Что еще? Это отражения, а не сам объект, идея. Тем интереснее подмечать его фрагменты у незнакомых источников. Это питает веру, что Город все же нечто большее, чем просто моя фантазия. Ну или, в худшем случае, что я не одинок в своих заблуждениях.

Обсудить у себя 7
Комментарии (3)

город, который ищут всю жизнь… словно обо мне...

Кстати, «Сожженую карту» я так и не осилил… а вычитывая, забыл упихать эпиграф, столь заинтриговавший тогда: "Город — замкнутая бесконечность. Лабиринт, в котором ни за что не заблудишься. Это карта только для тебя,  все районы на ней имеют одинаковые номера. Поэтому, даже если ты и собьешься  с пути, заблудиться не сможешь."

А с Танелорном… как идея — очень любопытно, как реализация — он размазан по полусотне книг и не впечатлят.

возможно же вернуться и вдруг само собой прочтется!

вот это точно: есть любопытные идеи или мысли, облаченные в красивую оболочку...

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: